Описание
Брейкбит (англ. BreakBeat — ломаный ритм) — термин, объединяющий под собой класс жанров электронной музыки на основе барабанной партии с ломаным ритмом, или же непосредственно сами эти барабанные партии.
«Ломаность» ритма достигается за счёт смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Чаще всего синкопирование происходит на третьей доле.
Брейкбит может иметь как регулярную структуру, то есть с постоянным использованием одного и того же ритмического рисунка (брейка), так и нерегулярную, с сочетанием разных ритмических рисунков. Впервые исторически этот метод применили барабанщики Джеймса Брауна. При всём этом сохраняется четырехдольный размер с подчеркиванием основных долей, дающий ощущение ритмической устойчивости, повторяемости, цикличности. «Раскладка» ударных чаще всего идет как в роке – четные доли акцентируются с помощью бочки, нечетные – ведущим барабаном. Это основная схема, базовая конструкция, которая может видоизменяться (так, могут акцентироваться только сильные доли или только слабые, в партии бочки и барабана могут использоваться пунктирные ритмы и т.д.).
На нее накладываются сложные «колорирующие» рисунки дополнительных барабанов и перкуссии, мельчащих основные доли (не только четвертую, как это принято в роке и джазе), исполняющих достаточно виртуозные синкопированные сбивки, «пассажи», дроби.
Необходимо отметить, что BreakBeat - это лишь общая классификация всей той музыки, которая использует описываемую выше ритм-структуру (разве что за исключением Hip-Hop, который появился раньше).
Обычно брейки семплируются из старых записей фанка и диско или создаются на драм-машинах и на их компьютерных эмуляторах. Термин «брейк-бит» можно рассматривать двояко – как одно из крупных направлений современной электронной музыки, появившееся в 90-е годы и значительно переосмыслившее идеи хауса и техно, и как сугубо «технологическое» понятие, описывающее определенную ритмическую структуру.
Как верно заметил один ди-джей, BreakBeat – это закольцованный брейк взятый из любого фанк, рок, поп номера. Собственно, иногда так и поступают ди-джеи и продюсеры, работающие в области брейк-бита. Отметим, что своеобразная ритмика брейк-бита несет явное влияние свинга, фанка, регги и хип-хопа (в последнем термином «брейк» обозначается своеобразная пластика, танцевальные движения).
История
Основоположником идеологии брейкбита является американец ямайского происхождения, хип-хоп-диджей Kool Herc, который в 1970-х годах первым начал использовать брейки из записей фанка в качестве ритмической основы для рэпа.
Он брал две одинаковые пластинки и с одной из них заводил необходимый ему барабанный проигрыш, а как только этот проигрыш подходил к концу, Kool Herc заводил этот же проигрыш с другой пластинки, создавая таким образом непрерывный ритм.
Одним из самых известных и часто используемых брейков с тех пор и до настоящего времени является Амен-брейк, получивший название от трека Amen, Brother фанк-группы The Winstons, откуда и был заимствован.
Миксовать в одном диджей-сете хип-хоп-ритмы с хаусом и техно начали ещё всё в тех же Соединённых Штатах в 1980-х годах, получая некий прообраз того, что сейчас понимают под брейкбитом.
BreakBeat окончательно сформировался как отдельный стиль в 1990-х годах. Стремительный рост популярности BreakBeat был вызван тем, что к тому времени люди уже несколько устали от порядком приевшегося HouseBeat. Также на популярность очень сильно повлияло и то, что в BreakBeat часто применяются фанковые грувы, а весьма заметное влияние HipHop не заметит только глухой.
Местом рождения BreakBeat принято считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и Бристоль. В Великобритании с начала 1990-х годов стали изготавливать ускоренный до 150—170 ударов в минуту .