ВЕЛИКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ КОМПОЗИТОР АРТЕМИЙ ВЕДЕЛЬ

  • Подписчики: 382 подписчиков
  • ID: 6681103
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club6681103

Описание

В предисловии к "Словарю русского церковного пения" Антоний Преображенский писал: "Если спросить, кто у нас знает историю русского церковного пения, кто владеет пониманием его технического устройства, или - вообще - кто сведущ в этой области, то ответ ясен для всех - у нас слишком мало распространены знания по церковному пению. Укажем для примера на учителей церковного пения, на наших церковных певцов и регентов... это только практики, иногда владеющие знанием общей теории музыки, набившие руку в управлении хором, и - только. История церковного пения, теория его, как особая область, им неизвестна, про сведения о духовных композиторах и, тем более, писателях по церковному пению нечего и говорить." Эти строки столетней давности вполне могли быть написаны и сегодня. Церковная музыка -один из важнейших элементов богослужения наряду с самим зданием храма, иконами, облачениями, утварью и т.д. Но храм строится единожды и надолго; так же -икона и все остальное. И только пение каждый день звучит заново. Оно - не место, антураж или объект молитвы, но сама молитва. Не случайно поэтому, что оно вызывает горячие споры между приверженцами разных стилей и школ. Одним из типичных обвинений в адрес церковной музыки конца XVIII - начала XIX в. является то, что тогдашний стиль, мол, был принесен извне - итальянскими музыкантами, работавшими при дворе, а самыми известными авторами песнопений были люди, далекие от истинно подвижнического духа. Так ли это? Если и так, то только отчасти. Во-первых, и среди распевщиков старейшего времени люди бывали самые разные, вплоть до таких, о которых современники писали: «Мнози бо от сих учителей славнии во дни наша на кабаках валяющаяся померли странными смертьми...» (инок Евфросин, XVII в.). Во-вторых, и среди церковных композиторов времен господства «итальянского» стиля было немало и священников, и просто глубоко благочестивых верующих. Музыка Веделя отличается, пусть и при полном подчинении господствовавшему тогда «итальянскому» стилю, глубокой искренностью, вниманием к молитвенному тексту и возвышенной сентиментальностью. Несмотря на многочисленные запреты свыше и очень долгое - до конца XIX в. - полное отсутствие публикаций, некоторые его сочинения (прежде всего «Покаяния отверзи ми двери» и ирмосы Пасхи) стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров и остаются таковыми поныне. Что же это был за человек, творения которого, с одной стороны, являются объектами чуть ли не самой яростной критики, а с другой - так любимы церковным народом и практически стали частью певческого обихода? Ведель - великий Церковный композитор, обладавший редким музыкальным талантом. Но был у него и другой талант, выгодно выделявший его из массы композиторов - талант видеть человеческую душу, талант психолога-аналитика, талант глубокого духовного видения человека.