Армянское Воинство!История и настоящее!HAY ZINVORNER!

  • Подписчики: 91 подписчиков
  • ID: 473115
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club473115

Описание

КОДЕКС ЧЕСТИ АРМЯНСКОГО ВОИНСТВА (4-5 вв.) Система ценностей армянского воина. В 384 г. спарапет Манвел Мамиконян на смертном одре, передавая своему сыну Арташиру "власть танутэра и должность полководца-спарапета", наказывал ему: "С радостью прими смерть за Страну Армянскую, подобно твоим храбрым предкам" (Фавстос Бузанд, "История Армении", Ереван, 1953, перевод М. Геворкяна, книга 5, гл. 44). Этот наказ главнокомандующего армянскими армиями - пожертвовать собой во имя Родины - по сути, был частью идейной, моральной и психологической системы ценностей и кодекса чести армянского воинства. Сам Манвел Мамиконян руководствовался этим наказом всю свою жизнь. Так, когда он, неизлечимо больной, лежал в постели и вокруг него собрались царь, царица, нахарары, знать, Манвел обнажился и показал им свои многочисленные раны, полученные в битвах за независимость Армении: "Манвел перед всеми ними открыл все свои члены - обнажил себя и показал свое тело, на котором не было живого места размерами хотя бы с монету, а все оно было покрыто ранами, полученными в боях, так что числом больше пятидесяти шрамов от ран было, даже на детородном органе, который он обнажил и показал всем". Ту же идею самопожертвования во имя Родины проповедует и Мовсес Хоренаци на протяжении всей своей "Истории Армении". Вот, например, как он повествует о царе-воине Араме: "Муж, любящий страну и Отечество, готовый скорее умереть за Родину, чем видеть чужеродных сынов, попирающих родные пределы, властвующих над его кровными сородичами" (гл. 1,13). Обратимся вновь в Фавстосу Бузанду, который в своей "Истории Армении" так представляет нам личные достоинства и заслуги Мушега Мамиконяна, воплощающие в себе профессиональную систему ценностей армянского воинства (мы пронумеровали семантически значимые отдельные компоненты этого текста. - А. А.): "Храбрый армянский полководец и спарапет (Мушег) во все дни своей жизни был полон рвения, 1) верой и правдой служил всегда и работал для пользы армянской страны и царства армянского. Ночью и днем он был на работе: прилагал все усилия, вел войны, не допускал, чтобы хоть пядь земли была отторгнута от пределов армянской страны. Он жизнь свою положил за армянскую страну 2) и отдал бы жизнь свою ради своего доблестного имени, 3) ради своих истинных государей, 3.1) во все дни своей жизни он работал для истинных своих государей Аршакуни". 4) ради жителей страны, 5) ради христианской веры, 5.1, 4.1) ради верующих в Бога и крещеного во имя Христа народа, 5.2) ради церквей, 5.3) посвященной им утвари, 5.4) ради храма во имя христовых мучеников, 5.5) ради служителей Бога, 6) ради сестер и братьев, 7) близких родственников, 8) за верных друзей, вместе с кем он жизнь свою положил за страну, 8.1) и, жизни своей не щадя, Здесь Бузанд фактически перечисляет главные обязательства в отношении государства Армения и армянской нации, принятые на себя армянским воином. Исходя из этих ценнейших сведений, представим себе главные положения кодекса чести армянского воинства в соответствии с указанными Бузандом их важностью и приоритетностью. 1. Верность и беззаветная служба независимому и могучему Армянскому "миру", стране и царству. 2. Сохранение в непорочности рыцарской чести и репутации (доблестного имени) - при необходимости и ценою жизни. 3. Верность и самоотверженное служение важнейшему институту государственного строя Армении - царю Армении ("истинным государям" Аршакуни). 4. Верность и самоотверженное служение народу Армении, всем ее жителям без исключения - независимо от их социального происхождения и положения. 5. Благочестивое отношение к христианской вере и национальной церкви и самоотверженная их защита. 6. Преданность семье. 7. Преданность роду. 8. Верность боевым соратникам, друзьям по оружию