Описание
Русский шансон — собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки, включающие прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, некоторые песни военной тематики. Термин появился в 1990-ых годах когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению
Высоцкий и воры в законе
- Владимир Степанович, почему в наш обиходный язык так легко проникли и прочно закрепились блатные жаргонные словечки - «косяк», «забить стрелу», «фуфлогон» и другие, которые известны теперь даже детям?
- Жаргонные словечки сначала пришли с улицы в песни. Помните фильм «Джентльмены удачи»? Его чуть не отправили на полку, потому что там употреблялись словечки из фени. Но фильм спас Брежнев, который сказал, что их знает в Союзе любой мальчишка. Это действительно так. Улица учит жаргону, а не песни. Что касается влияния блатняка на молодежь, то, скажу, песня песне рознь. Разве, прослушав произведения о тюрьме, сочиненные Михаилом Таничем, кто-то пойдет и тут же ограбит, убьет? Нет. Там лирика! Но есть песни, которые и правда подросткам не стоит давать слушать. В них воспевается насилие. Поэтому я за то, чтобы радиоволна, по которой транслируется «блатняк», была декодирована.
- Бытует мнение, что блатные песни имеют моральное право петь только исполнители, в свое время действительно отсидевшие в тюрьме. А вы как считаете?
- Совершенно согласен! Вот вы спрашивали про жаргонные словечки. Так многие современные исполнители просто путают смысл слов. Вставляют их не к месту, не понимают вообще, что поют! К примеру, есть всем известное слово «фраер». В переводе с фени оно означает несудимого человека (есть и другие вариации). А у нас исполнители часто поют «честный фраер». То есть честный несудимый человек?
К тому же только отсидевшие люди могут передать чувства человека, находящегося в неволе.
- А как же Высоцкий? Он не сидел, но, по общему мнению, в том числе людей сидевших, сочинил много очень точных блатных песен. «Затопи ты мне баньку по-белому», к примеру.
- Высоцкий такой один. Он про все пел очень точно. Что касается его блатных песен, то он для каждой долго собирал материал, общался с гулаговскими сидельцами, с ворами в законе. Но мне не нравится, когда шансонье бравируют тем, что сидели. Некоторые известные артисты хвалятся этим в каждом своем интервью. А чем, собственно, хвалиться? Сидели-то за дело. И сидеть можно по-разному: там быть «петухом», а на воле строить из себя пахана. Опять же, многие артисты блатного жанра в своих интервью твердят, как не любят этот продажный шоу-бизнес, где одни «голубые». Мол, никогда с ними на одной сцене стоять не будут! А потом видишь - заплатили им хорошо, и ничего, стоят. Мне в этом смысле нравится позиция певца Ивана Кучина. Он как-то после радиопрограммы, где слушатели задают вопросы, признался: «До чего мне Питер понравился! Никто не стал спрашивать, за что я сидел». Я знаком со многими исполнителями блатных песен, но никогда не выпытываю, за что сидели. Кто хочет, сам рассказывает.
«Милицейские песни не нужны»
- Я заметил, что многие сотрудники правоохранительных органов постоянно слушают блатные песни. Нет ли в этом некоего парадокса?
- Нет. Блатные песни с их жаргоном, да и смыслом, абсолютно понятны только тем, кто сидит и кто сажает. Мы, милиционеры, и они, зеки и бывшие зеки, понимаем эти песни без перевода, на уровне подсознания. По большому счету, обычный гражданский человек и не должен увлекаться блатняком.
- А почему милицейских аналогичных песен почти нет?
- Структура блатных песен, как правило, построена на том, что мент - плохой, а преступник - хороший. И огромное влияние на такое положение вещей оказывают СМИ, фильмы, где милиция предстает в самом невыгодном свете. Особенно это было характерно для 1990-х. Сейчас, после выхода в свет многочисленных фильмов про ментов, рейтинг милиции стал расти.