Описание
* Родился: 22 апреля, 1922 в Nogales, AZ, USA
* Умер: 05 января, 1979 в Cuernavaca, Mexico Вспыльчивый, задиристый,чрезмерно требовательныйи,возможно,гениальный,Чарлз Мингус к середине ХХ столетия проторил уникальную "неканоническую" тропу в джазе,создав наследие,которое стало широко известно только после того,как он перестал раздражать своим присутствием окружающих людей:после его смерти.Как басист,он знал немногих равных себе, столь же одаренных мощным звуком и пульсирующей частотой ритма,способных выводить инструмент на передний фронт оркестра.В то же время он просто "струнник",и не многие сегодня знают его имя.Но, может быть,правильнее было бы сказать, что он был величайшим оркестровым лидером и джазовым композитором,играющим на басу;тем,кто всегда слышал пульс и дух,стихийную и нестерпимо экспрессивную мощь джаза. Чрезвычайно амбициозная,кроме того,подчас грубая в исполнении,одновременно радикальная и глубоко традиционная,музыка Мингуса состоит из элементов всего того,с чем он экспериментировал - из госпел и блюза,свинга и бопа,латиноамериканской и современной классической музыки,даже из джазового авангарда.
Критерием для него был Дюк Эллингтон, но по части звуковой палитры и гармонизации Мингус пошел гораздо дальше,выплескивая полную самоотдачу в невыносимом диссонансе и внезапных ритмических и темповых изменениях,представляющих собой потрясающие пьянящие ускорения, которые генерировали пульсацию сами по себе. Хотя его ранние работы соответствовали классической моде,присущей середине 50-х, позднее он выработал новый нешаблонный подход,дающий широкий простор его музыкантам для выражения их собственных идей. Он был также нестандартный и очень сложный пианист,всегда способный взять на себя роль лидера,приглашая в этом случае другого басиста для своей замены. Надо сказать,Мингус приобрел много врагов,вызывая время от времени яростные конфронтации вне и внутри музыкальных коллективов.Физически большой человек,он использовал свою массу как оружие устрашения,возвышаясь на сцене;и не было концерта,на котором он бы не устраивал разнос музыкантам и в некоторых случаях - зрителям,а иногда даже выставлял музыкантов на посмешище. На одном из концертов в Филадельфии он сорвал выступление,со стуком захлопнув крышку фортепиано,едва не разбив при этом руки пианисту из его оркестра,а затем ударил тромбониста Джимми Кнеппера по губам.Чтобы проиллюстрировать его неистовый характер,достаточно посмотреть на обложку альбома "Money Jungle": Мингус там выглядит так,как будто только что убил кого-то.Но в тоже время он мог быть и великодушным гигантом - в зависимости от расположения духа - и это качество можно услышать в его музыке. Родился Мингус в армейском городке Ноугейлес,штат Аризона, а рос в пригороде Лос Анжелеса Уоттсе.Пение псалмов в церкви было первой музыкой,которую он услышал.Это была единственная музыка,которой его мачеха позволяла звучать в доме,но однажды,несмотря на угрозу наказания,он стал слушать композицию Дюка Эллингтона "East St. Louis Toodle-Oo" по детекторному приемнику отца - это было первое воздействие джаза.В 6 лет он пробовал учиться на тромбоне и затем на виолончели,но ему не повезло с учителями и,в конце концов, на момент окончания школы он играл на контрабасе.Его ранними учителями стали Ред Каллендер и бывший басист из New York Philharmonic по имени Херман Рейнсхаген; композицию он изучал у Ллойда Риса. "Третье течение" (Third Stream), написанная Мингусом в 1940-41, "Half-Mast Inhibition" (записанная в 1960), обнаружили экстраординарное творческое воображение в подростке. Как одаренный басист,Мингус выступал с Кидом Ори в группе Barney Bigard в 1942 году. В последующие годы он увлекся ритм-энд-блюзом и играл в оркестре Лайонела Хэмптона в 1947-48 г.г.,был лидером в различных группах под псевдонимом Baron Von Mingus.